Когда я была молодой и физически сильной, пост мне давался очень трудно. Мне казалось, что более унылого времени года нет, а итог моего «покаяния» представлялся мне совершенно неудовлетворительным.
Лишение себя скоромного, прекращение супружеской жизни доставляли чувство глубокого одиночества, раздражительного уныния. Дети у неопытной мамы вели себя отнюдь не примерно, необъяснимо и часто болели. Лишь красота богослужений и убежденная вера в то, что пост – это важно и нужно для моей души, для христианского воспитания детей – меня поддерживали. Мы читали Евангелие, ели постные щи, готовили дом к Пасхе: стирали шторы и мыли окна, старались молиться на всех великопостных службах и когда только можно носили младенцев на Причастие.
Прошло 20 лет семейной жизни, за это время у нас родилось 8 детей, случилось много событий… но я хорошо помню именно тот момент, когда старшая дочь пошла в школу. Тогда наше «родительское детство» закончилось: мы теперь принадлежали не только храму. Это означало, что теперь невозможно в любой момент сорваться, как птичка, схватить в охапку детей и помчаться в церковь, на благовест, к Богу и к любимому мужу: довлеют уроки, занятия, школьные инфекции. Мы стали жить не только по церковному календарю и скучать по храму, понимая, что мало ценили беззаботное младенчество наших чад.
Так, постепенно, в душу проникло другое измерение поста. Он стал более внутренним, но я, как и раньше, ждала Пасху, Рождество, Успение, праздник Петра и Павла, жила ожиданием «освобождения» души от постных обязательств.
К моему стыду, так продолжалось долго. И когда мне говорили, мол, поститесь постом приятным… Я кивала, в душе сетуя и огорчаясь. Как сделать так, чтобы это великопостное тихое радостопечалие Церкви коснулось и меня, и наших детей? Конечно же, я понимала, «сделать» это невозможно… и всё, что я могу, – это жить «как положено».
Основным моим вопросом было – как не оказаться христианкой «понарошку», чтобы не возникало диссонанса между внешними и внутренними проявлениями меня, чтобы ни перед кем не лукавить. Это – стратегическая задача, потому что, увы, временами я до сих пор ощущаю лишь свою идентичность православию, а не принадлежность к Церкви. По-прежнему отвращают меня от Господа многие грехи, но со временем они все же как-то истончаются, теряют способность развеивать радость, истреблять надежду.
Ещё один кардинальный сдвиг произошёл, когда до меня дошло, что православие – это на самом деле не попытка применения на практике теории, почерпнутой из святоотеческой литературы, а реальное наведение порядка в жизни. И не только на духовном уровне. На деле это выглядит как глаженье рубашек, порядок в шкафах; к великим церковным праздникам – в доме блистающая чистота; ремонт – не стихийное бедствие сроком на полгода, а точечные, постоянные поддерживающие мероприятия.
Я не заметила, как в моем мировосприятии наступили перемены. Как так получилось, что сейчас мы встречаем с облегчением наступление постных дней, и в семье царит оживление? Почему появляется больше времени для тепла, дружбы, неспешных разговоров по душам?..
Мы очень остро ощущаем постом развитие любви. Становится особенно сложно расставаться! Нам нужно перед выходом из дома, стоя на пороге, по пять раз оборачиваться для объятий, а при встрече не отрываясь смотреть в любимые глаза. Взрослый сын тихо снимает уже надетую шапку и не уходит без родительского благословения. После вечерних молитв на душе особенно чисто и мирно, собранно.
Утром дом пустеет, школьники уходят, батюшка уже давно в храме, мы остаёмся с малышами. И вот, покормив голодных галчат, зажигаю свечу, дети вдвоём встают на один стул, прижимаются головой к моему животу, мы обнимаемся, и я читаю «детские» утренние молитвы.
– Мам, а молитву Ефрема Сирина? – спрашивает 4-летний сын, – а поклоны?
– И не забудь про нас с папой помолиться!
Во время поста разрешаются недоумения и навязчивые вопросы, рассеивается туман «лишних мыслей». Упрощение жизни приносит душевный покой и молитвенный настрой – даже в повседневной суете. И есть время погрузиться в любовь – дообнять, дорадовать, доцеловать.
И никогда так остро, как в пост, не ощущается конечность земного нашего бытия: щемит сердце от многих вещей, которые замечаешь именно сейчас…
Беззащитность и хрупкость людей укрепляется, особенно в скорби. И растёт в душе благодарность за всё. За то, что именно ТАКИЕ, несовершенные люди, плохие родители, неблагодарные дети, ленивые и ненадежные друзья – и можем, подняв голову, просить Божией любви и благодати.
…И получать! Изобильно, так, что невозможно не измениться, невозможно продолжать коснеть в своих мелких рознях и лени.
Пост – это десятина благодарности Богу.
А благодарность – разве не всегда сопровождается радостью, теплом, миром? Такая светлая постная многозначительность! А ещё постами нашу жизнь сопровождают обязательные открытия: умиление, раскаяние, примирение…
Спасибо, Боже, за это легкое и доброе бремя, за терпение и Твою необъятную любовь! Спасибо, Господи, за Твои страдания, смерть и Воскресение!
Анна Ромашко
Статья взята с сайта: pravoslavie.fm
Просмотрено: 23 раз.