Печорские чудеса Алексея Савватеева

Алексей Савватеев, математикАлексей Савватеев, математик

Пролог

Когда-то давно к нам попала книга «Несвятые святые».

Много лет она у нас стояла на полке, и время от времени я брал её в руки и открывал на случайной странице. Читал, пока что-то меня не отрывало. Уже много раз я сам себе давал зарок – целиком, от первой до последней странички, изучить её.

Но только попав в Псково-Печёрский монастырь осенью 2023 года, я понял, что ближайшим летом приступлю к чтению!

И вот лето настало. Но параллельно с доскональным изучением этого невероятного сборника житейских историй я расскажу миру свою собственную историю, которую назову именно так: «Мои печорские чудеса». Благо я составил по горячим следам подробный конспект всего, что там в тот день произошло.

Утро

Начнём с того, что в Псков я приехал по приглашению Псковского математического центра, и накануне проводил занятия со школьниками. Мы с женой (оставив детвору дома с няней) отправились в эту поездку вместе, и нам организовали экскурсию по славному городу Пскову (я до сих пор помню грандиозный меч!).

Так вот, во время экскурсии я спросил, сможем ли мы попасть в Псково-Печорский монастырь. Экскурсовод сказала, что монастырь (сейчас уже не помню, по какой причине) закрыт. Недели за три до этого я созвонился с помощником владыки Тихона (Шевкунова) и предварительно условился о встрече с владыкой в монастыре.

Но вышла незадача: за полторы недели до нашего визита в Псков владыку перевели в Крым. На мое сообщение владыка ответил: «Алексей, с радостью жду вас в Крыму». В результате сама возможность посетить монастырь оказалась под вопросом. Но Божьим Промыслом удалось найти экскурсовода – отца Анастасия, который знал меня по лекциям и выступлениям и с радостью согласился нам устроить экскурсию, пусть и в неурочный день.

Псковский математический центр забронировал нам гостевой дом, и вечером мы приехали к монастырю. И тут выяснилось, что гостевой дом то ли без воды, то ли без отопления, и нас поселили в особняк буквально у стен монастыря. То был великолепный подарок судьбы!

И вот, позавтракав, мы отправились ко входу в монастырь, позвонив отцу Анастасию. Он велел идти к другому входу, где мы и встретились.

Начало экскурсии

Ещё до встречи с отцом Анастасием произошёл забавный эпизод, который потом превратился в лейтмотив того дня. А именно, к нам подошёл другой экскурсовод и обратился примерно так:

– Экскурсии по окрестностям… Ой! Вы же математик Савватеев! Моя жена вас постоянно смотрит в Интернете!

Надо сказать честно: я не настолько известен, чтобы меня прямо на каждом углу узнавали. Ну, Академгородок Новосибирска или Московское Измайлово – там да, трудно пройти сквозь строй подписчиков, но в далёких Печорах?.. В некоторых небольших городах меня вообще и за весь день может никто не узнать.

А тут – первый же встреченный человек! Пришлось признаться: да, это я, и мы пришли на экскурсию. «Монастырь же сегодня закрыт для экскурсий», – сказал экскурсовод. «Ничего, нас ждут», – ответили мы. Тут вдали появился высокий молодой монах, и экскурсовод направился ему навстречу.

– Отец Анастасий, ты знаком с Савватеевым? Вот он!

– Конечно, заочно знаком, вот, иду им с женой экскурсию проводить!

Мы пошли к другому входу (уже не помню, почему), по пути провожая почти слепую старушку, помогая ей спуститься по ступеням. Отец Анастасий начал рассказ, мы внимательно его слушали. Где-то через полчасика ему кто-то позвонил, и к нам присоединилась группа то ли артистов, то ли спортсменов, организаторов чего-то молодежного. Мы перезнакомились и продолжили слушать отца Анастасия. Вскоре он повёл нас в пещерный храм.

В пещерах

В пещерах. Фото: АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)»В пещерах. Фото: АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)»

Там нам показали гроб с обгоревшими краями.

– Что это? – спросил я.

– Это безбожники в 1920-х годах пытались открыть гроб и надругаться над мощами, а оттуда полыхнуло пламя. Такое, что края опалило.

Я к таким историям отношусь очень серьёзно. Как говорится, наука – Богово изобретение, Он законы дал, Он же законы и взял назад, когда захотел.

Чудеса – это, по моему собственному определению, «неповторяемые явления природы, связанные с непосредственным вмешательством Господа Бога в естественный ход событий». Вопрос дискуссионный: пользуется ли Господь при этом какими-то ещё не открытыми людьми законами или просто попирает науку как таковую? Этот вопрос, может, году в 2500-м и разрешат.

А пока я продолжаю свой рассказ. Через некоторое время у нашего отца Анастасия снова зазвонил телефон. И к нам присоединились ещё двое, которые тотчас меня узнали! Мы стали брататься, это оказались ребята из «Сорока Сороков». Вдобавок они – из организаторов Всемирного Русского Народного Собора (после того, как к этому Собору стали примазываться разные псевдопатриоты, я чуток охладел к этому мероприятию, однако в нём по-прежнему участвует много добрых и искренних людей).

Мы продолжаем экскурсию в пещерах. Нам показали ещё одно интересное место: там лежат монахи, усопшие в период с Петровских времён до революции. Ноги, руки, тела – всё нетленно, не тронуто разложением. Интересно, а здесь какое-то научное объяснение имеется, почему так происходит? Тоже, думаю, если и имеется, то это не более чем гипотеза.

Идём узкими коридорами в темноте, освещая путь лучинами.

Где-то впереди слышится мерная речь, которая становится всё более отчётливой, и мы встречаем ещё одну группу, которую ведёт монах (напомню: четверг – не день экскурсий). Отец Анастасий, идущий первым, приветствует монаха и спрашивает:

– Ты Савватеева знаешь?

Тот сразу же живо откликается:

– Конечно, каждый день его ролики смотрю!

– А вот и он сам!

И из тьмы пещерного коридора я выплываю на глаза монаху-экскурсоводу, со своей лучиной. Мы обнимаемся и радуемся такой удивительной встрече, а я начинаю подозревать, что в Псково-Печерской обители есть какой-то тайный орден, наподобие клуба любителей математики!

Келлия старца Иоанна (Крестьянкина)

Келлия старца Иоанна (Крестьянкина)Келлия старца Иоанна (Крестьянкина)

Но и это ещё не всё. Разумеется, после пещер мы пошли в келлию знаменитого старца Иоанна (Крестьянкина). Нас уже набралось человек 15, а в келлии к тому моменту завершалась ещё одна экскурсия, как вдруг экскурсовод предыдущей группы замолкает и громко восклицает: «Это же Алексей Владимирович!» Мы набиваемся в келлию всей весёлой честной компанией, и я абсолютно реально, явственно ощущаю, что отец Иоанн тут, с нами вместе!!! Хватаю сразу несколько конфеток из коробки и продолжаю ощущать отеческое благословение великого подвижника этих мест.

На выходе ко мне с распростёртыми объятиями бросается паломница – учительница английского языка. Но я уже перестаю чему-либо удивляться: очевидно, именно отец Иоанн и свёл здесь стольких тайных членов всероссийского ордена «Маткульт-привет». В самом прекрасном настроении мы покидаем монастырь, но если вы полагаете, что мой рассказ подходит к концу, то глубоко ошибаетесь!

Православная служба на китайском языке

Выйдя наружу, мы услышали совершенно невероятную историю, которая произошла здесь за несколько месяцев до нас. А именно: очень высокий китайский чин, что-то вроде нашего министра культуры, посетил монастырь, имея живой интерес к русской вере.

И вот он решил зайти на службу, сказал, что догонит остальных.

Нет его 10 минут, 20, полчаса. Все переживают, а китайская делегация просто в смятении. Шутка ли – международный скандал, министр пропал! За ним идут в храм – и находят его в состоянии, близком к помешательству, пополам с душевным просветлением. Оказалось, что, зайдя в храм, он услышал китайскую речь: именно в этот момент по какой-то причине зачитывалась служба на его родном китайском языке! Я думаю, одна эта история стоит сотни многочасовых русско-китайских переговоров для будущих отношений наших двух стран!

Неисповедимы пути Твои, Господи!

Наследственный литератор

Но и это ещё не всё!

Рассказав нам эту историю, отец Анастасий зашёл в кафе и говорит:

– Ага, Пушкина тут!

– Какая такая Пушкина? – спрашиваю я.

– Какая-какая, писательница, прямой потомок Александра Сергеевича. Обычно там, в конце зала, сидит и романы пишет, – отвечает отец Анастасий.

Мы приближаемся к девушке, она поднимает глаза на отца Анастасия. Разговор, который дальше происходит, вы уже можете и сами додумать.

– Екатерина, вы Савватеева знаете?

– Это такой худющий, длинный, и всегда в подтяжках? В Интернете всё время что-то вещает? (переводит взор) Ой… Простите, пожалуйста!

Мы все снова обнимаемся и улыбаемся: клуб любителей математики здесь еще многочисленнее, чем я сперва предполагал.

Несвятые святые. Встреча с редакцией «Фомы»

Ну, и, конечно, завершается всё тем, что в кафе «Несвятые святые», пока мы там трапезничали, вламывается журнал «Фома» в полном составе. Алексей Соколов, главред, на все кафе восклицает: «ДАААААА!!!»

Оказалось, что он всегда кого-то встречает в монастыре, а в этот раз не встретил никого. И над ним остальные начали на сей счёт подшучивать. Но когда он вошёл в кафе и увидел меня, то понял, что встреча просто перенеслась из монастыря в ресторан. Вдобавок в поезде назад он ехал с нами не просто в одном вагоне, а в одном купе!

P.S. На постскриптум был Изборск. Но туда мы забежали всего на полчасика.

Алексей Савватеев

Рассказ взят с сайта: pravoslavie.ru

Просмотрено: 6 раз.

Комментирование запрещено