Исповедь одного адепта
Большевик. Художник: Борис КустодиевРискну написать хотя бы несколько строк о том, как трудно избавляться от идеологического дурмана, лжи, прячущейся за истину, более того, смешивающейся с ней. Нет ничего удивительного, когда коммунистом, социалистом или анархистом становится атеист, возмущенный несправедливостью мира, но когда «левым» становится христианин – это свидетельство колоссальной духовной слепоты, мрака, принимаемого за свет. Я родился и воспитывался в «левой» семье, травмированной негодяйством ельцинской эпохи, мнение о ней так и не изменил до сих пор: это тоже было время чудовищных идейных подмен, разобраться в которых мог только трезвый ум, долгие годы просвещенный Христовой верой, которой я не обладал. Возмущение развалом страны и экономическим беспределом предопределило мой тогдашний идеологический выбор.
По этой причине единственной альтернативой рыночному бардаку казался тогда лишь социализм, притом советского типа, ностальгия по СССР, прежде всего, «застою», потом переродившаяся в апологию сталинской эпохи. До воцерковления я полностью находился под влиянием этих призраков, верил в них, спорил с учителями в школе, хотя даже тогда в обеление Сталина мне было трудно поверить. Воцерковление поставило передо мной ряд насущных духовных вопросов, требующих немедленного разрешения, прежде всего, практических: как бороться со страстями, как жить в духовно чуждом окружении, никого не осуждая. По этой причине проблема идеологической ориентации отошла на дальний план.
В подростковом возрасте я увлекся западной контркультурой (битники, хиппи, май 1968-го), много читал, покупал книги об этом, смотрел фильмы, не исчез этот интерес и с воцерковлением: просто теперь мне стало казаться, что это чисто научный интерес, хотя сочувствие к неформалам было столь сильное, что я сам себя обманывал. Тогда мне представлялось, что контркультура была протестом против жестких иерархий, ригидных институций (причем как в СССР, так и на Западе). Романтический флер вокруг СССР начал потихоньку рассеиваться, зато он охватил западные 1960-е.
Ситуация изменилась с женитьбой – сложности жены на бюджетной работе быстро сделали ее «левой», но именно в традиционном, не контркультурном смысле. Именно моя жена окончательно открыла мне глаза на то, что контркультура обновила и обогатила современный капитализм, сделавшись его тайным двигателем, именно контркультура – в ответственности за развратную атмосферу последних десятков лет в мире, за репрессивную толерантность, разрушение семьи и прочие беды.
Именно тогда, чтобы выкрутиться из неразрешимого идеологического противоречия, я сделал ставку на доктрину «христианского социализма» Георгия Федотова, с которой был плохо знаком, но постоянно на нее ссылался в беседах для оправдания идейного сумбура в своей голове. Окончательное пробуждение от идеологической лжи коммунизма началось, когда купил сборник работ современных философов и богословов «Православный сталинизм», при чтении которого наконец-то я увидел зрячими глазами противоречие внутри самого себя.
Мои попытки связать христианство и «левизну», прежде всего, опираясь на работы Э. Мунье, левокатоликов, протестантских проповедников «социального Евангелия» в США, «теологии освобождения» в Латинской Америке и многие другие, как оказалось, были предприняты еще «Изборским клубом» для реабилитации Сталина и его эпохи, но другими методами. Если я опирался во многом на опыт западного христианства, подспудно понимая, что с Православием связать «левизну» не получится, то «Изборский клуб» пытался найти опору для своих странных построений именно в Православии. Именно их теории в первую очередь разбивали в пух и прах авторы сборника «Православный сталинизм».
Следующим шагом в декоммунизации моего сознания стало чтение «Черной книги коммунизма» (пусть фрагментарное, но запоминающееся), просмотр записи спектакля Галины Волчек «Крутой маршрут» по одноименной книге Евгении Гинзбург, а также чтение «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, «Детей Арбата» Рыбакова, «Белых одежд» Дудинцева и «Факультета ненужных вещей» Домбровского. Все это так резко нахлынуло на меня, вкупе с размышлениями о судьбах некоторых новомучеников и исповедников Российских, биографии которых читал или слышал (а иногда и запомнил надолго, как например, житие преподобномученицы Великой княгини Елизаветы), что я уже не мог от этого отделаться и справиться с бурным потоком часто еще неупорядоченных, не ставших стройными размышлений о том, что такое «левая» идея и куда она ведет.
Знаменательно, что «Архипелаг ГУЛАГ» был закончен автором в мае 1968 года, когда контркультура и тысячи студентов, хиппи и прочих неформалов сотрясали буржуазный мир: Богу было угодно, чтобы книга, сильнее всего ударившая по мировому коммунистическому движению, была закончена именно тогда. И лично для меня, и для таких, как я, изучавших долгие годы контркультуру, это очень важно. Ценность человеческой свободы, этого дара Бога человеку, который, наряду с творчеством, является признаком Богоподобия каждой личности, вместе с правом человека на жизнь (а как смеялись и издевались над эти правом человека «левые», притом не только популисты, но и философы, скажем, Ален Бадью в своей «Этике»), – именно эти две ценности в мире невероятно оболганы и поруганы.
Сколько говорили в 1990-е: «Вот ваша свобода, смотрите, к чему она привела!» И это так: цена свободы в том и состоит, что человек волен выбрать зло попрания свободы в той же мере, что и зло произвола вседозволенности, и никто не может ему помешать. Даже Бог, Который не спасает человека без его свободной воли. И разве право человека жить, а не умирать, и его воля выбирать добро или зло не есть самое ценное в мире? Демоны, которые невидимо действуют на земле, противодействуя Божественной силе Святого Духа, всегда извращают то, что по своей природе добро. Так они поступили и со свободой, пав сами и предложив (не толкнув, не заставив!) сделать это Адаму и Еве в раю.
И те согласились. И Бог не стал мешать их свободе, Он выбрал более долгий путь спасения оступившегося человечества: через Свое Воплощение, Самопожертвование на Кресте и Славное Воскресение.
Так если даже Бог не нарушает нашей свободы, имеем ли мы право делать это, и тем более лишать жизни за несогласие с нами и нашими доктринами?! Коммунизм идет этим путем, будучи абсолютно уверен в своей правоте, идет к планомерному уничтожению человечества, и главное – к порабощению его. Потому так страшны, так сильны и не уходят из мира (куда они уйдут, ведь они вечны) демоны этой человеконенавистнической доктрины. Капитализм – тоже демоническая система, но она действует более хитро – пытается направить человеческую свободу в нужное ей русло, в русло потворства человеческим страстям (алчности, блуду и другим). Коммунизм же паразитирует, прежде всего, на зависти.
Левая идеология, видимо, не скоро исчезнет из моей жизни, ведь прозрение только началось. И главное – не ослепнуть вновь, не поддаться тонкой дьявольской лжи, обольстившей миллионы, сначала теоретически – через труды Маркса, Энгельса, Ленина, а потом и практически, ибо она, эта ложь, совершенно бессовестно (что и выдает ее сатанинский характер) умеет выдавать реальную кровь за достижения, прятать, врать и подтасовывать при любой попытке противления себе.
Закончить я бы хотел двумя фразами из Священного Писания о том, что не надо бояться лжи, ведь невозможно скрыть правду о том же Бутовском полигоне, ибо
«Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5:13).
И вторая важная цитата:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13).
Просмотрено: 6 раз.
